''Образовательная траектория'' - о предзащите Косоноговой М.А.
29 октября 2015 года в БГТУ им. В.Г. Шухова состоялась предварительная защита диссертации Косоноговой Марины Александровны на соискание ученой степени кандидата технических наук. Ассистент кафедры информационных технологий представила работу на тему: "Метод и средства управления образовательной траекторией в системах электронного обучения". Целью диссертационной работы является повышение индивидуализации процесса электронного обучения путем учета особенностей каждого учащегося.
Научная новизна работы и положения, выносимые на защиту:
1) Математическая модель конструкта "зоны ближайшего развития", предложенная впервые и основанная на объективной градуировке учебных материалов по уровню трудности.
2) Модель измерения уровня текущих учебных достижений на основе методологии Г. Раша, отличающаяся расширенным набором наблюдаемых индикаторов учебной деятельности, а также способом их обработки.
3) Метод управления индивидуальной траекторией обучения, отличающийся критерием оптимальности, в состав которого введены вероятности ошибочного выхода из зоны ближайшего развития.
4) Структурно-функциональная организация системы электронного обучения, особенностью которой является модуль принятия решений по ветвлению траектории обучения, использующий информацию об индивидуальной зоне ближайшего развития обучающегося.
В работе предложен алгоритм оценивания уровня подготовленности по результатам тестового контроля и мониторинга действий обучающегося. Оценка строится, в том числе, на основе шкалы трудности предлагаемых заданий.
У присутствовавших на защите преподавателей института ИТУС наибольшее количество вопросов к Марине Александровне возникло именно в связи с методикой подготовки и предварительной оценки заданий, на основе которых будет происходить оценивание обучающихся и последующая индивидуализация учебного процесса. Здесь следует сказать, что экспериментальной базой исследования в рамках диссертации послужили результаты многолетней практики кафедры информационных технологий по проведению электронного тестирования студентов – база включает данные о более чем 50000 результатов, причем практически по каждому вопросу из тестовых заданий есть возможность взять выборку, включающую ответы не менее чем 50 обучающихся. Анализ корреляции правильности ответов на отдельные вопросы с общими оценками отвечающих позволил выявить закономерности, характеризующие "качество" заданий.
Председательствующий на предварительной защите директор ИИТУС доктор технических наук профессор Рубанов В.Г. отметил несомненную новизну тематики исследования и оригинальность предлагаемых математических моделей.
В целом работа Косоноговой М.А. заслужила положительной оценки коллег и была единогласно рекомендована к представлению в диссертационный совет.